|
Интервью |
поиск на сайте. Введите фразу для
|
Воспитать чемпиона
Давидоша – так капитана российской сборной по боксу, многократного чемпиона России, Европы и мира, бронзового призера Олимпиады-2012 в Лондоне пятигорчанина Давида Айрапетяна называет его верный наставник, заслуженный тренер России Валерий Энтальцев.
Они работают вместе уже много лет, за их плечами и триумфальные победы, и обидные поражения, а впереди им предстоит серьезная работа и трудная борьба за олимпийское золото. Но с чего все начиналось, как из маленького щуплого мальчика вырос известный на весь мир боксер? Об этом и многом другом с нами поделился сам Валерий Васильевич.
– Валерий Васильевич, расскажите о себе. Откуда вы родом, как пришли в спорт?
– Вырос я в городе Ухта Республики Коми. Спортом занимаюсь с 10 лет. Сначала это был конькобежный спорт, потом борьба… В бокс же попал случайно. Однажды шел с тренировки по борьбе, зашел в зал бокса, разговорился с тренером, Леонидом Дмитриевичем Мартынюком (сейчас он также является заслуженным тренером России). Он мне так понравился, что я решил ходить к нему на тренировки. Признаюсь, несколько раз я хотел оставить бокс – когда было очень уж тяжело. Но понимание того, что если я так поступлю, то подведу тренера, не давало мне бросить занятия. А позже уже так втянулся, что не мог пропустить ни одну тренировку.
– Помните свои первые бои?
– Конечно! Для каждого спортсмена соревнования любого уровня – большой праздник. Мои первые турниры были не очень удачны – я проиграл три раза подряд. Но не опустил руки, а продолжал усердно тренироваться, и уже на четвертых соревнованиях одержал победу. Это было первенство города. Кстати, сейчас с теми ребятами, с которыми я тогда состязался, дружим, общаемся в социальных сетях.
– А с тренером отношения поддерживаете?
– Да! Ведь он мне, по сути, как второй отец. В свое время он даже повлиял на выбор моей профессии. Я всегда хотел стать таким, как он. Поэтому и не остался в родном городе после окончания школы, хотя на этом и настаивал Леонид Дмитриевич, а поступил в Ленинградский институт физкультуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта. В итоге и тренер такое решение одобрил. Мы с ним до сих пор общаемся, созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками.
– Как же Вы попали в Пятигорск?
– Благодаря жене. Мы познакомились в институте, поженились, у нас родился первый ребенок, дочка. После окончания вуза, мне надо было уходить в армию, и перед тем как отправиться служить я перевез семью к родителям супруги, в Пятигорск. По завершению службы приехал к ним. Здесь мне очень понравилось, так мы тут и остались. Сегодня этот город мне родной, я очень люблю его.
– А как начали трудовую деятельность в качестве тренера? Как налаживали контакт с первыми учениками?
– Конечно, по неопытности многих вещей не знал, консультировался со старшими коллегами, обращался к своему тренеру за советом. Например, главной своей ошибкой на тот момент считаю то, что я был убежден – чем больше нагрузки на спортсмена, тем лучше. Сейчас же уверен: лучше недогрузить, чем перегрузить. Ведь иначе спортсмен может что называется «перегореть», и вывести его из этого состояния будет очень сложно. Ну, а в целом, все было нормально, с ребятами быстро находил общий язык. Всегда учил их стремиться только к победе. А чтобы ее достичь, необходим абсолютный контакт и доверие между тренером и воспитанниками.
– С Давидом Айрапетяном сразу появилась эта связь?
– Да, безусловно. Давидоша мне, как сын. Помню, пришли они ко мне заниматься вдвоем с братом Эдгардом. Давид был очень худенький, и от этого казался совсем маленьким. Но на самом деле ему было уже тринадцать лет. Когда он выигрывал свои первые бои, все его называли драчуном: мол, он, не думая, идет в бой, ему бы только подраться. Но я уже тогда понял, что он очень одаренный ребенок, будущий чемпион. Ведь ловкость, быстрота, выносливость и сообразительность, какими он обладал, – редкий дар. И для меня это было наградой свыше за все труды и невзгоды. Не к каждому тренеру попадает такой способный ученик. Моя задача была – развить те уникальные данные, которые дала ему природа, и направить их в нужное русло.
– Когда поняли, что Давиду быть на олимпийском пьедестале?
– Это было на международных соревнованиях в Черкесске. Дело в том, что в его возрастной категории не проводили бои среди легковесов. И Давид уговорил меня поставить его с соперником, который весил на 10 кг больше него. И он победил. Все тренеры тогда сказали, что это как минимум сборник России. А я понял, что рано или поздно Давид покорит и олимпийский ринг.
– И вот долгожданный бой на Олимпиаде в Пекине. Мы все, не отрываясь, следили за эфиром… Но, увы, победы он тогда не принес. В чем причина того проигрыша, по вашему мнению?
– Да, это было обидное поражение. До сих пор без слез вспоминать его сложно. Давид спустился тогда с ринга, уткнулся мне в грудь и разрыдался. И я понимаю его – расстроил не столько сам факт проигрыша, сколько явно субъективное судейство. Но такова особенность нашего вида спорта. К тому же не секрет, что соревнования такого уровня, как Олимпийские игры, – это, прежде всего, политика.
– Но можно ли считать, что в прошлом году на Олимпиаде в Лондоне вы с Давидом взяли реванш? Бронзовая медаль – отличный результат, к тому же это вообще первая олимпийская медаль в истории Пятигорска.
– Конечно, олимпийская медаль любого достоинства дорогого стоит и мы горды тем, что привезли ее домой. Но, честно говоря, в столицу Великобритании мы не за «бронзой» ехали. Мы полгода готовились к финалу, к встрече с китайским боксером – специально для этого отрабатывали технику, приемы. Мы были уверены в своих силах, но опять-таки субъективное судейство не позволило нам побороться за победу. Тем не менее, мнение судей не оспаривается, и мы имеем тот результат, который имеем.
– Какие планы теперь у Вашего слаженного тандема? Может ли многочисленная армия болельщиков надеяться увидеть Давида Айрапетяна на следующей олимпиаде?
– Когда мы вернулись в Пятигорск, Давидоша сказал мне: «Могу я отдохнуть до января?» Я спросил у него: «А что потом?». Он ответил: «А потом опять за тренировки. Я еще не все сделал в спорте!» Слово свое Давид сдержал. Сейчас он усиленно тренируется, ведь главная его цель – олимпийское «золото».
– Известно, что у спортсменов, готовящихся к крупным соревнованиям, очень плотный график. Остается ли у них время на отдых не только в физическом смысле, духовное развитие, личную жизнь?
– Да, когда спортсмены находятся на сборах, их жизнь протекает строго по расписанию: 7.30 – построение, первая тренировка, завтрак, потом сон, вторая тренировка, обед, снова сон, так как только он помогает лучше всего восстановить силы, опять тренировка, ужин. И уже после него у ребят есть немного свободного времени перед сном. Обычно они читают, смотрят кино, или «сидят» в Интернете, общаются в социальных сетях. В 22.00 – отбой. Конечно, в библиотеках спортсмены не пропадают, но, тем не менее, стараются и об интеллектуальном развитии не забывать.
А что касается личной жизни, то я женат, имею троих детей. Двое, дочь и сын, уже взрослые, старшая дочь восемь лет назад подарила мне внука. А младшая дочка пошла в третий класс. У Давида тоже все хорошо, он женат, воспитывает прекрасную дочь.
– Давид – капитан сборной России по боксу. А как к нему относятся коллеги по команде?
– Все спортсмены его очень любят и уважают. Он самый взрослый в сборной, и поэтому, как старший брат, опекает ребят. Он очень сплотил команду за последнее время. Все всегда советуются с ним, он может уладить любой конфликт. Наверное, и чувство юмора ему в этом помогает. Он постоянно шутит, может и разыграть парней.
– А тренером стать он не собирается в будущем?
– Сейчас сложно сказать однозначно. Конечно, мы уже задумываемся, куда ему пойти после окончания спортивной карьеры. По образованию Давид юрист, может, в этом ключе и станет работать. А, может, посвятит себя воспитанию подрастающего поколения боксеров. Ведь он также имеет и физкультурное образование. По крайней мере, сейчас он активно помогает начинающим спортсменам – не только словом, но и делом. Так, на выигранные на Олимпиаде деньги мы хотим построить хорошую двухэтажную школу бокса, уже готов проект, начинаются строительные работы.
– Конечно, Давид Айрапетян – самый знаменитый, но не единственный ваш ученик. С кем вы еще занимаетесь?
– У меня есть еще два воспитанника, добившихся немалых высот. Это мастер спорта международного класса Араик Амбарцумов и мастер спорта России Павел Шуйский. Ну и, конечно, не отказываюсь, когда просят помочь в воспитании малышей. Вот с нового учебного года вместе с одним из моих первых учеников Геннадием Пащенко и младшим братом Давида Айрапетяна Эдгардом начинаем работать в ДЮСШОР № 2.
Решением Оргкомитета Сочи-2014 Пятигорск вошел в список городов, где уже совсем скоро пройдет эстафета Олимпийского огня. И уже сейчас становятся известны имена первых факелоносцев. В их числе, конечно же, Валерий Энтальцев и Давид Айрапетян. А недавно, 20 августа, Валерий Энтальцев вернулся из Москвы, где был награжден медалью «За заслуги перед Отечеством III степени».
Мы от всей души поздравляем и желаем дальнейших успехов!
Владислава Стёпина
|