Интервью

Интервью с Наджаряном Аршаком Седраковичем

АРМЯНСКИЙ ДУХ

Когда нужен новый или надо укоротить старый ремень, или когда есть необходимость в срочной починке какого-либо кожаного изделия, подавляющее большинство горожан сразу же обращается в магазин "Наири". Потому что на протяжении многих и многих лет они неоднократно убеждались: именно "Наири" является лучшим швейно-галантерейным магазином-мастерской в городе. Примечательно, что его вла-делец, Наджарян Аршак Седракович – один из инициаторов и учредителей армянского культурного общества в конце 80-х, а также член Совета АНКА "Наири" сегодня. Нам удалось взять у него интервью и узнать много интересного о его детстве и семье.

– Аршак Седракович, расскажите о своем детстве, чем вы были увлечены?

– Мой отец в 1947 году приехал из Бейрута в Армению и стал в Ереване первым специалистом, который изготовлял сумки, ремни и прочие кожаные изделия. Там же, в Ереване я и родился в 1948 году. Отец часто ездил в Ессентуки, там у него появились свои партнеры, друзья. Они его приглашали к себе, и когда я учился во втором классе, он уехал туда на два года. Это было что-то типа рабочей командировки. На летних каникулах я приезжал к нему, работал с ним, помогал ему, строчил на машинке. Там научился шитью и некоторым приемам и потом, когда он вернулся в Ереван, придя со школы и сделав уроки, вечерами всегда помогал ему в его работе.

Так получилось, что в школьные годы я какое-то время занялся лепкой. Увлечением это назвать трудно, хотя определенный интерес был... В общем, в пятом классе наш преподаватель истории, рассказывая о Римской империи, показала нам несколько иллюстраций и предложила нарисовать картинки, кто как сможет. Пара рисунков у меня неплохо получились. А потом она принесла в класс пластилин и предложила вылепить фигурки по темам, которые мы проходили. Мне понравилось придавать мягкому материалу различные фор-мы: фигурки сфинкса, рабов, воинов. В основном это были небольшие поделки, высотой не более15-17 см. Но композиций пять были довольно крупными. В частности, Спартак на коне, скованный цепями раб и еще пара-тройка скульптур, были высотой 40-50 см. Осо-бенно мне удался Спартак. Почти все мои поделки – а было их 29, до круглой цифры чуть-чуть «не дотянул» – наша учительница вместе с некоторыми работами других учеников выставила сначала в школе, затем они попали на городскую выставку. А поскольку я ни в какой студии не занимался, мои работы были отмечены и заняли первое место как работы самоучки. Именно поэтому Спартак потом принял участие в республиканской выставке и даже был выставлен в Музее истории Армении. Кстати, инициатива с лепкой, успешное участие в городской и республиканской выставках стали последним и веским аргументом для присвоения нашему преподавателю звания Заслуженного учителя Армении. Но длилось это мое «увлечение» примерно около года, и дальше заниматься лепкой, учиться это-му я не стал. Так что, возможно, скульптор во мне так и не «проснулся».

А еще в детстве, как и все мальчишки, я любил гонять в футбол, и еще неплохо играл в настольный теннис.

После окончания школы я еще года два поработал в кожаной мастерской в Ереване. По-том уехал в Грозный, где продолжил заниматься кожаным ремеслом. После Грозного в 1968 году приехал в Ставрополь и здесь в системе бытового обслуживания населения – была тогда такая отрасль – открыл небольшую мастерскую, точнее, начал внедрять это направление. Сначала у нас было очень маленькое помещение, потом мы расширились, сделали магазин-мастерскую, где сразу изготавливали и продавали кожаную галантерею. С тех пор магазин-мастерская стала неотъемлемой частью моей жизни. В 1973-м году я по-ступил в Московский Кооперативный Институт на заочное отделение, а в 1977-м закончил обучение, естественно, параллельно работая в мастерской.

– Расскажите о вашей семье.

– Женился я в 1975-м году. А в 1993 году мы с семьей переехали в Канаду, получили второе гражданство. Так и живу: часть года там, часть тут. Судьба так сложилась, что с женой мы развелись. Но отношения с той семьей, особенно с детьми, поддерживаю очень тесные. Несмотря на то, что они живут далеко от Армении, я постарался сделать все, что-бы они унаследовали армянские традиции, армянскую культуру. Все мои старшие дети хорошо знают армянский язык, в том числе и благодаря моему отцу. Когда они еще жили здесь, он много разговаривал с ними на родном языке. Да и потом, когда они жили уже в Канаде, пока он был жив, они общались с ним – по телефону или при встречах – только на армянском. Конечно, они отлично владеют русским, английским, французским языками. Но я стараюсь всегда беседовать с ними именно на армянском. Порой мне кажется, что они не понимают, что я им говорю. Тогда начинаю переводить на русский. А они мне отвечают: "Мы все понимаем, не утруждайся, говори на армянском".

Во втором браке мои дети еще маленькие. Я делаю все, чтобы они, как и старшие дети, в совершенстве знали родной язык. Правда, им сложнее выучить армянский, потому что кроме меня никто с ними на нем не разговаривает.

– Какими бы вы хотели видеть своих детей спустя 10, 20 лет?

– Что касается моих детей в будущем, то я хочу, чтобы в первую очередь они были здоровы и счастливы. Пусть занимаются любимым дело, тем, что будет приносить им радость. Главное, чтобы они были хорошими людьми, и, думаю, не так уж и страшно, если они не будут очень строго следовать армянским традициям.

– Заходя в Ваш магазин, чувствуется дух Армении. Для чего это, и как Вы этого до-биваетесь?

– Для души, чтобы чувствовать себя как дома. Еще когда в 1968-м я приехал в Ставро-поль, то в нашей мастерской всегда что-то было армянское: картины, книги. Картины, ко-торые сейчас висят на стенах – это работы армянских художников. Кстати, есть здесь и работы Народного художника России Герасима Киракозова. Я ведь армянин, мне нужно со-хранять армянский дух. Был бы русским, тогда поддерживал бы русский дух.

– Расскажите о Ваших полномочиях в АНКА "Наири". Что входит в Ваши обязанности?

– Сейчас в "Наири" все разделено по комитетам. Меня определили в комитет по спорту. Но мы решили, что не стоит строго разделять обязанности, а надо помогать другим отделениям в "Наири". Наша первая цель – это реставрация здания. У центральных дверей будет орнамент из туфа, мы отремонтируем фасад здания, поменяем окна. Сначала думали провести реставрацию всего здания сразу, но, в связи с ограниченностью бюджета, будем действовать поэтапно. На следующей неделе уже приедет туф из Армении, и мы присту-пим к работе.

Что касается лично моих обязательств, то я организатор или куратор, не знаю, как правильно назвать, команды ветеранов по футболу. Вы, думаю, знаете, что Союз ветеранов футбола Ставропольского края с 2009-го года проводит турнир памяти одного из лучших игроков Ставропольского «Динамо», нашего соотечественника Сейрана Осипова. В пер-вых двух турнирах команда от автономии представлена не была – ее тогда просто не существовало. Осенью 2011-го года президент Союза ветеранов обратился ко мне с вопросом, сможем ли мы участвовать в предстоящем розыгрыше. Заручившись одобрением Совета автономии я стал формировать команду. Еще в советское время у нас была команда «Эребуни», состоящая из наших соотечественников-работников системы бытового обслуживания. Мы участвовали во всех турнирах города по мини-футболу. Вот к тем партнерам по команде я и обратился – кто смог, пришли. Так появилась наша команда, занявшая в своем дебюте второе место на турнире, а наш нападающий Размик Маилян стал его лучшим игроком.

Мы достаточно часто участвуем в турнирах для нашей возрастной категории, за неполных два года сыграли уже более чем в 15 турнирах, традиционно занимая в них призовые места, причем два раза становились победителями и дважды были вторыми. Все футболисты у нас взрослые, раз в неделю собираемся, тренируемся, стараемся нарабатывать техни-ку, игровые связи, чтобы лучше играть. Первое время, так как не хватало своих, мы приглашали сторонних игроков выступать за команду. А теперь уже собралась настоящая команда, и мы играем постоянным составом.

Кстати, если среди читателей есть те, кому за 40-45, и они занимались футболом, играли в какой-либо команде и хотели бы пополнить наши ряды – наши «двери» всегда открыты. Приходите, будем только рады.

Почти все члены команды – наши соотечественники, и, естественно, общаемся мы на тренировках в основном на армянском. И мне бы очень хотелось, чтобы на армянском мы общались и в автономии, на заседаниях Совета, комитетов...

– Каким вы видите ближайшее будущее АНКА "Наири"?

– Изначально, когда мы организовывали общину, я был одним из учредителей, активным ее членом. Тогда у нас была очень хорошая команда, к сожалению многих сейчас нет рядом. Потом было время, когда дела у общины были, скажем так – не совсем. Но сейчас все снова восстанавливается, мы вышли на правильный путь. На данный момент Совет автономии состоит из хороших людей, у всех свои мысли, свои идеи. Например, я считаю, что от каждого мероприятия у автономии должна оставаться определенная прибыль, кото-рую мы сможем потратить на пользу АНКА "Наири": организовать новое мероприятие, праздник или потратить на ремонт здания. Нельзя все строить на благотворительности, так далеко не уйдешь. Ведь у нас нет поддержки от государства, а весь бюджет строится на добровольных взносах членов общины. Не так давно, 28 мая, мы провели платный благо-творительный концерт, посвященный Дню Первой республики. Все вырученные деньги от концерта пошли на лечение больного раком нашего соотечественника. В сентябре будет концерт, посвященный Дню Независимости, и его вновь делают бесплатным. То есть снова надо будет скидываться, а, к сожалению, обычно платят только члены Совета и комитетов. Взгляды на это в общине разные. Есть те, кто поддерживает меня, а есть те, кто считает иначе. У меня есть опыт такой работы. Когда я жил и работал заграницей, видел, что и как делают там, перенимал их методы. Пока еще в нашей работе случаются ошибки, но ведь на них, как говорится, учатся. Мне кажется, что со временем мы научимся правильно все организовывать.

В будущем мне бы очень хотелось, чтобы автономия не арендовала помещение, а имела свое здание. С классами-кабинетами для школ языка, изобразительных искусств, различ-ных студий, секций. С актовым, нет с концертным и спортивным залами – для проведения собственных праздников и мероприятий, тренировок наших юных боксеров, турниров. И еще очень хочется организовать детскую футбольную команду.

А что, говорят, мечтать не вредно, мечты иногда сбываются. Ведь своя церковь у нас уже есть, хотя и это когда-то было очень проблематично. Надеюсь, что со временем у нашей АНКА "Наири" все будет.

 

Юлия Овчиянц

Фотографии

Другие интервью

Профессор Карен Караков: «У открытых людей обычно чистая душа»
В Ставрополе прошёл концерт Андрея Давидяна
Отец Владимир Сафонов: «Армяне – героический народ, а героизм основан на глубокой вере!»
НАС УЖЕ: 904   присоединяйся!
рекомендуйте сайт
в социальных сетях
© 2013 АНКА "НАИРИ"
По техническим вопросам, связанным с работой сайта, пишите на почту support@nairi26.ru
Мобильная версия      Контакты      Сотрудничество      Прислать новость