В канун Светлого и доброго праздника Пасхи героем нашей рубрики стал настоятель Прихода храма Преображения Господня г. Ставрополя протоиерей Владимир Сафонов. Отец Владимир имеет отношения к армянскому народу. Его дед по отцу – армянин, прибыл на Северный Кавказ, опасаясь за свою жизнь во время Геноцида армян в Османской Империи. Из всех родных уберечься от смерти удалось только ему. Через некоторое время он встретил станичную казачку, в которую сразу же влюбился. Вместе они воспитали четверых детей. Один из них – папа священника. И вот, его отец женился в Пятигорске на славянке – получилась советская интернациональная семья. Отец Владимир шутит: «сейчас во мне течет 25% армянской крови». В настоящее время батюшка вместе со своей супругой воспитывают двоих детей.
Во время нашей беседы отец Владимир обратил внимание на крест, который стоял на столе, за которым мы сидели: «Кстати вот этот крест – армянский. Мне его подарили друзья-армяне».
- Отец Владимир, мы знаем, что Вы недавно побывали в Армении. Какие впечатления оставила эта страна после её посещения?
- Я впервые был в Армении и приехал с очень богатыми впечатлениями. Эта поездка тронула моё сердце! К сожалению, всю страну объездить не удалось. Но те места, где мы побывали, произвели на меня неизгладимое впечатление. Я уезжал оттуда с устойчивым желанием вернуться ещё и ещё раз.
- А какие места посетили?
- Прежде всего – Ереван – чудесный город! Конечно, мы были и на озере Севан, и в Эчмиадзине. В горных монастырях, в пещерных храмах… Время пребывания было не столь продолжительным, но у нас там была своя программа. Я был с друзьями, они сами ставропольчане, но приняли решение провести праздник бракосочетания своих детей именно в Армении.
- А почему именно в Армении?
- Когда я задал этот вопрос им, то они ответили, что армяне знают, как сделать настоящий праздник. И действительно это так! Меня пригласили с моей семьёй. И вот, общаясь с научным сотрудником Национального исторического музея, я еще раз убедился: армяне – народ, у которого очень сложная и трагическая судьба. И я очень много думал о том, что этот этнос за время своего существования не погиб, и все цивилизационные перемены его не сломили только благодаря вере во Христа. Вся история армянского народа – не противостояния инородной вере, а сохранение своей. Причём, тут же понимаешь, что этот народ не заслуживает таких наказаний, но, тем не менее, его представители с честью принимали вызовы и с честью отстаивали своё достоинство. Это просто героический народ, но я думаю, что героизм основан на глубокой вере. Не было бы веры, армян бы не было. И для людей, которые освещают армянскую культуру, принципиальным вопросом должно быть освещение их духовной жизни.
- В последнее время можно заметить, как представители православной церкви посещают апостольскую, а апостольской церкви православную. Является ли это явление допустимым?
- Во время моей поездки в Армению, я долго не мог решить для себя – какая же эта всё-таки поездка: культурологическая или познавательная. Или же просто случай празднования с друзьями бракосочетания их детей? И вот, когда мы с сыном оказались в Эчмиадзине, вошли в кафедральный храм, было такое ощущение, что мы потерялись во времени... Ведь сам Эчмиадзин по преданию построен Святым Григорием Просветителем армян на том месте, где ему явился Христос и указал, где строить храм. И тогда я осознал для себя, что это не просто поездка, а настоящее паломничество. Древнехристианские святыни, где хранятся глубочайшие христианские традиции… Глядя на всё это, вдруг понимаешь, что все христиане здесь родственники. Христиане-армяне, христиане-славяне – нас объединяет вера во Христа и делает нас родными душами. Да и вообще, после визита в Армению, армяне открылись для меня в новой ипостаси: пример честности, бескорыстности и искренности.
Но если на обозначенную вами проблему смотреть с точки зрения канонов церкви, то есть серьёзные догматические расхождения. Например, армяне не принимают Четвёртый Вселенский собор (отцам Собора предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайностями учение именно и было православным – примечание автора).
Хотя я понимаю, что в бытовом христианстве эти нюансы не ощущаются. И надеюсь, что рано или поздно диалог между церквами приведёт к общему мнению. Так как в этом есть потребность и необходимость. А что касается бытового плана, то всё равно должна быть некая определённость. Я уверен, что благодаря любви ко Христу, к единому Богу, мы всегда найдём общий язык. Будем идти рядом друг с другом в историческом пространстве, не оставляя и не бросая друг друга.
- Далеко не секрет, что многие прихожане, войдя в церковь, бывают неэтично одеты. Каким всё-таки должен быть внешний вид прихожанина?
- Внешний вид должен быть приличным. Мы заходим в храм Божий, а это место встречи человека с Богом. Храм - это место высокого стиля, место бодрствования духа. Как в притче о «Званных» сказано, что когда приходишь на празднование не в соответствующей одежде, то тебя просят удалиться. Мы никогда не должны своим поведением быть соблазном для других. Так как христианин – это человек ответственного поступка. Как сказано в Писании: горе тому, от которого приходит соблазн. Христианская культура выработала определённый канон внешнего вида. Скажем, для православной христианки этот канон предполагает укрывание головы, плеч, рук и ног. Надо помнить, что девушка или женщина хранит свою красоту для супруга своего. Мужчины также должны достойно одеваться, входить в храм без головного убора.
- Приближается Светлый праздник Пасхи, расскажите немного об особенностях её празднования!
- Обязательное посещение храма. Вообще посещения храма Божьего для каждого христианина должно быть нормой. Особая благодать в – общественной молитве. Когда мы собираемся в церковной общине, то должны быть не просто статистами, а активными участниками этого сообщества. Церковь – это камертон, по которому мы смиряем правильность и неправильность наших чувств. «Литургия» с греческого языка переводится как «общее дело», а республика с латинского переводится тоже как «общее дело». Только республика - это общественное гражданское дело, а литургия - священное.
Трудно представить пасхальные торжества без крашеных куриных яиц, куличей, творожных пасок. И это не просто гастрономическое утешение в еде для человека, который в течение сорока дней воздерживался, постился, а символы. Например, яйцо – символ воскресения. Кулич – символ Христа – Хлеба Жизни. Все сладости – это символы вечной жизни.
Пасха немыслима без радости, которой хочется поделиться с окружающими. И поэтому мы приветствуем друг друга: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!» Причём вот эта радость и приветствия продолжается в течение сорока дней. За это время мы стремимся через внешнюю красоту показать красоту внутреннюю.
- Вопрос, который интересует многих: Можно ли в День Пасхи посещать кладбище?
-Это не церковная традиция. Она набрала обороты в период тоталитарного советского общества. Это был единственный день, когда в рамках существовавшей идеологии можно было людям хоть каким-то образом выражать свои религиозные чувства. Тогда советские власти не препятствовали этому. Но с православной точки зрения, это не то что неправильная практика, а нарушение логики церковной жизни. Пасха – это праздник радости. Церковь специально выделяет время для посещения усопших родственников – это Радоница – через неделю после Пасхи, когда уже и церковный календарь предписывает необходимость совершения поминовения усопших.
- Напоследок, хотелось бы услышать Ваши пожелания читателям информационно-развлекательного портала «Наири26»
- Я бы хотел, чтобы на вашем портале появилась обязательно рубрика, освещающая жизнь людей веры. И как уже говорил ранее, вера в жизни полноценного человека – это естественное явление. Мы не должны лишать себя счастья общения с Богом. Успехов вам в творческой деятельности, процветание и развитие сайту «Наири26». А всех читателей поздравляю с праздником светлой Пасхи. Всех благ вам и вашим близким! Христос Воскресе!
Ася Асрян