Новости

Фестиваль WOMAD

«Summer time» на дудуке
под аккомпанемент осеннего дождя.

И собирался народ на действо не виданное, доселе у нас не бывалое. И шли люди группами и в одиночку, большими семьями, с чадами и домочадцами. И внимали они льющимся на них музыке и слову. И перетекали массы людские от одной сцене к другой, где творилось Искусство. И выплескивали свои эмоции в ответ на флюиды, источаемые артистами. И не мешали им в том даже капризы природы. Ибо витала над ними Магия, магия фестиваля. И случился-таки на российской земле первый Womad!

Но давайте обо всем этом по порядку.
В субботу я ездил в Пятигорск, на фестиваль. Скажу сразу – по-моему, первый WOMAD в России удался! Удался он во всех отношениях: и в информационно-развлекательно-социальном, и, что не менее, а, может, и более важно, в политико-имиджевом. И спасибо за это всем – и его создателям, и организаторам, и особенно всем тем артистам, кто приехал на Кавказ доказать недоверчивым, как ворона, шарахающихся от куста, что здесь бояться нечего! Что здесь можно и надо петь и веселиться! И атмосфера царила на поляне – блеск! А я, если вы не против, поделюсь об увиденном своими впечатлениями.

Народ шел к месту события потоком, кто в одиночку, кто группами. Шли семьями, приходили со всеми чадами, в том числе и будущими! А кто-то еще и с «домочадцами». Кто-то из детишек героически шел пешком – от Лермонтовских ворот до места проведения фестиваля, наверное, 2-2,5 километра, а кто-то перемещался на могучей шее отца. По неофициальным данным уже к часу дня субботы фестиваль насчитывал более 7 тысяч зрителей!

И это несмотря на то, что над Пятигорском висели темные, готовые вот-вот разразиться дождем, тучи.
Наблюдать за происходящим и внимать этнической музыке на Комсомольской поляне устраивались по-разному. Кто на коврике на земле, кто на соломенной сидушке, заботливо приготовленной организаторами, кто в кафешке, с относительным комфортом, сочетая приятное с полезным.
Кто-то искал места зрелищ, меряя пространство ногами, переходя с места на место по деревянным настилам-тропкам (опять-таки озаботились организаторы), кто-то выбирал стратегию наслаждения вдумчиво, сообразуясь с картой и программой.

Кто-то получал удовольствие, фотографируясь на память. Кто-то фотографировал сам, а кто-то просматривал уже отснятое.
И все это в промежутках между приобщением к эмоциональным выступлениям ансамблей и групп, как наших, российских, так и приехавших на WOMAD из Египта и Лондона, Каталонии, Португалии, Пакистана...
Кто-то проходил мастер-класс, кто-то ждал, пока его приукрасят, а кто-то уже смотрел, что из этого получилось. Кто-то под руководством мастеров постигал искусство тестопластики, кто-то создавал миниатюрные кожаные домики или глиняные скульптурки, кто-то наверняка чеканил сувениры из металла или валял валенки, создавал некрасовских кукол или плел пояса – за всем не уследишь!
Переходя от одного действа фестиваля к другому, я не мог избавиться от ощущения, что все это мне что-то очень сильно напоминает. И лишь когда обратил внимание на стилизованные под шатры пункты питания, в голове вспыхнуло, словно сквозь сон: "Это ярмарки краски,..". Всплыла песня, которую когда-то давно бесподобно исполняла Марыля Радович. И пусть здесь не было деревянных качелей и расписных каруселей, звуков шарманки и гаданья цыганки, но разноцветные пляски, медовые пряники да воздушные шарики воспроизведены были в точности. И наш "сегодняшний избранник, шумный звонкий праздник", в точности как в песне, мчался прямо в осень, не замедляя свой бег.

Парадоксально, но во всем этом буйстве радости и веселья, к огромному сожалению, нашелся-таки один, возможно, незаслуженно обиженный человечек. Хотя таковых на празднике не должно быть по определению!
Ближе к экватору первого дня фестиваля, когда коллеги-журналисты работали, не покладая рук, от усталости даже сидя на земле, многие из пришедших приобщиться к искусству, в предвкушении предстоящего драйва, стали устраиваться на отдых. Причем гремящая со сцен музыка ни коим образом не помешала кое-кому из них сладко поспать.
Зато потом, когда над Комсомольской поляной грянула «революция» каталонцев, вся огромная площадь принялась вместе с «Муйайо Риф» от души «зажигать». Даже несмотря на начавший накрапывать дождь.

Всех исполнителей-участников фестиваля я, конечно, увидеть не смог, да и не успел бы просто физически. И, тем не менее, мне, вместе с людским морем, волнами перетекающем от одной сцены к другой, довелось получить удовольствие как от хранителя старейших музыкальных стилей своей родины, египетского ансамбля «Эль Танбура», так и зачаровывающей пластики прекрасных танцовщиц ансамбля «Ингушетия».
Равно, как и восхититься мистическим действом трио «Айархаан». Используя только собственный голос и хомус (национальный музыкальный инструмент), якутские девушки, своим исполнением напоминающие легендарную Иму Сумак, заставили всех нас, собравшихся у сцены, затаив дыхание слушать звуки природы.

Фестиваль, проходящий на Кавказе, естественно, не мог обойтись без традиционных канатоходцев. Правда, ребятам немного не повезло – «революционеры» из Барселоны отвлекли на себя практически все внимание людского моря.
Нежным противовесом бешеной энергетике каталонцев стало выступление дивы португальского фаду DonaRosa, придавшей нам романтичное, хоть и чуть грустное настроение.
Очень понравилось «пошаманить» и слегка помедитировать под уникальный голос и своеобразное исполнение Инны Желанной.

Ну и, наконец, я дождался выхода на сцену Дживана Гапаряна и его ансамбля. Едва только он приложил инструмент к своим губам и над площадью раздались завораживающие звуки дудука, как небо, до сих пор умудряющееся хоть как-то сдерживаться, пролилось на нас дождем. Выросшие тут же у многих над головами как грибы зонты пришлось в спешном порядке закрыть – они мешали стоящим сзади видеть происходящее на сцене. Но влага с небес не помеха, и с замиранием сердца мы слушали «Караван», «Крунк», «Дле яман», другие композиции на народные песни. Когда же в исполнении самого молодого дудукиста ансамбля, внука Варпета, под осенним дождем полились первые звуки «Summer time», аудитория разразилась короткими – чтобы не мешать – аплодисментами. Конечно же, была исполнена и знаменитейшая, встреченная на "ура", композиция к фильму «Гладиатор». А под конец концерта мастер спел для нас свою песню о маме.

Как ни странно, сразу же после концерта дождь резко утих, стал больше похож на прозрачный туман. Но все равно, изрядно промокнув, я ретировался и, чуть позже покинув поле фестиваля, уехал домой, в Ставрополь. Тем самым лишившись возможности лицезреть Пелагею, Нино Катамадзе, Некрасовских казаков, «Ла Чива Гантиву», Мари Бойне и многих других. Так что, простите, о них ничего рассказать не смогу.
Но, надеюсь, о них и о втором дне фестиваля вам расскажут и покажут мои коллеги Лилия Арустамян и Александр Арутюнов.


Левон Айриян

Фотографии

Другие новости

ПРОТОКОЛ
Общее отчетно-выборное собрание.
НАС УЖЕ: 910   присоединяйся!
рекомендуйте сайт
в социальных сетях
© 2013 АНКА "НАИРИ"
По техническим вопросам, связанным с работой сайта, пишите на почту support@nairi26.ru
Мобильная версия      Контакты      Сотрудничество      Прислать новость